Библиотека в детском саду–
центр для повышения мастерства педагогов и приобщение  детей к чтению
 
С момента введения в действие  приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ изменились. В настоящее время педагоги осваивают и реализуют основные модели организации образовательной деятельности на основе принципа комплексно-тематического планирования. Используют  современные формы и методы организации непосредственной образовательной деятельности с детьми (методы проблемного, диалогового обучения, элементарную поисковую деятельность и др.), новые формы конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, а также осуществляют психолого-педагогический мониторинг освоения детьми  общеобразовательной программы дошкольного образования. Между тем вопросы повышения профессионализма педагогов  дошкольного учреждения, координации  усилий  всех  участников  образовательной  деятельности по реализации новых требований остаются актуальными. Способом решения данных вопросов  стала на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад  №6 «Кыталык» с.Намцы» организация методического центра  «Кыталык» по сопровождению  реализации федеральных государственных требований.  Деятельность центра, ориентирована на молодых воспитателей и воспитателей с категорией «соответствует занимаемой должности», осуществляется на основе положения и годового плана работы.  В связи с этим задачей старшего воспитателя становится создание системы непрерывного повышения квалификации сотрудников на рабочем месте.   В содержании работы методической службы впервые создана библиотека в ДОУ   в помощь педагогом, руководителям  оперативной информации по реализации  Федеральным государственным требованиям к структуре общеобразовательной программы и к условиям  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
      Актуальностью создания  библиотеки состоит: во-первых  качественно, во время обслуживать трех категорий читателей (педагогов, родителей, детей) и помочь им найти нужную литературу, статью, заниматься самообразованием, всеобучем, почувствовать безопасность, уверенность в своих родительских и профессиональных возможностях.  Подобрать такие средства ведения методической помощи, как оперативная информация, чтобы обеспечить возможность раскрытия профессионального потенциала сотрудников. Во-вторых, приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. В третьих,  оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж  чтения и статус «читающего человека».  
Сегодня библиотека – важное место в работе детского учреждения, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой - около 2000 единиц. Основу книжного фонда библиотеки составляет нормативно-правовая, методическая справочная литература, учебный методический комплект,   специализированная литература по вопросам  развития, воспитания и обучение детей дошкольного возраста, детская литература, издания периодической печати, звукозаписи, видео- и электронные пособия.
Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада - положение о библиотеке дошкольного учреждения,  разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ  Т.Н.Ядрихинской.
Ввиду небольшой площади помещения имеется один отдел - абонемент: выставочные стеллажи, компьютерная техника. Абонемент представляет собой информационный пункт, где происходит выдача и прием книг. Созданы алфавитный каталог и картотека статей из периодических изданий, папки из газетных и журнальных статей. На каждого посетителя библиотеки оформляется  формуляр.
Для удобства поиска книжный фонд систематизирована по разделам. Представлены разделы образовательных областей. Созданы тематические выставки «Детский сад и семья » «Готовность ребенка к школе», «В помощь молодому воспитателю», «Фольклор для детей», «Энсиэли хочото», «Мой край родной». Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, имеются русские народные сказки, сказки народов зарубежья и национальные якутские сказки. В специальном разделе для родителей представлена психолого-педагогическая литература и полезная информация. Особое значение в организации деятельности библиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятий детского сада. Разрабатываются и оформляются стендовые материалы и выставки для просветительской работы педагогам и родителям, презентационный материал к улусным открытым мероприятиям, выставки периодических изданий, обзор новых книг по дошкольному воспитанию, беседы с воспитателями, родителями по детской литературе, конкурсы чтецов, самодельных книг, проведение недели детских писателей, систематизируется фотографии и видеоматериал.  Сегодня как никогда остро стоит приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирование грамотного читателя.
   Посещение библиотеки детьми организуется заранее. Они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя. Проведение экскурсий, выставок способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема  библиотечно - библиографических сведений («библиотека», «каталог», «читательский формуляр».)
С целью изучения приобщения детей к книге был проведен опрос среди родителей старшей группы на тему «Книга в вашей семье». Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения  детей к книге, воспитания интереса к чтению.  Было опрошено 19 родителей и выявили заметное снижение интереса к чтению родителей, приобщение детей к чтению и воспитания интереса к чтению. Анализ анкет родителей показал, что в большинстве семей ребенок сидит у телевизора или компьютера. Он скорее научится общаться с Интернетом, чем заинтересуется обыкновенной книгой. Только в том случае, если книга является действительно ценностью для взрослых, она рано или поздно начнет интересовать ребенка.  Небольшая библиотека должна быть в каждом детском саду. В группе надо устроить уютный книжный уголок для чтения, где книжки лежат в свободном для детей доступе. Здесь могут быть как художественные книжки с хорошими иллюстрациями, так и познавательные, и разнообразные  дидактические книжки, которыми дети могут пользоваться самостоятельно, например «книжки-раскраски». Возможность самостоятельного выбора занятия, в том числе чтения, очень важна в дошкольном  возрасте. Она способствует развитию собственной активности, пониманию своих потребностей и умению организовать свое свободное время. 
Психологи утверждают, что дети читают мало совсем не потому, что ленивы и нелюбопытны, а потому что к ним слишком долго не приходит хорошая книжка.  Постарайтесь, чтобы интересные книги лежали на видных и доступных местах. Яркая, привлекательная, детская, художественная литература, отвечающая интересам малышей, стала доступной для наших воспитанников в связи с открытием библиотеки.
Электронные презентации  дали импульс  к освоению новых технологий.  Участвовали на республиканской чат конференции  «Библиотека и детский сад: грани сотрудничества». Представили  4  презентаций: «О5ону олонхо өйдөбүлүнэн  иитии»,  «Саха остуоруйалара»,  «Якутия  многонациональная», «Саха суруйааччылара - о5олорго». На мероприятиях  использовали  электронную книгу «Аа5ыый миэхэ» Л.И.Хабытиной. Важное место в информационно-библиографическом  обслуживании читателей  занимает и традиционные информационные и библиографические обзоры. Эффективной формой  ознакомления новыми поступлениями  были и остаются Дни информации «Новые книги».
Условия, созданные администрацией детского сада, способствует творческому росту педагогов, формированию мотивации к самопознанию и саморазвитию. Появилось заинтересованность к самообразованию, творческому самоопределению самосовершенствованию. Педагоги активно участвуют в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах. С момента открытия библиотеки дети стали проявлять большой интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся. Библиотека служит центром повышения педагогического мастерства и формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе. 
 
Мальцева Т.И. отличник просвещения РСФСР,
старший воспитатель  
МБДОУ  «ЦРР – детский сад № 6 «Кыталык» с. Намцы»